Зачем реестр субъектов малого и среднего предпринимательства ?
Согласно ст. 4.1 ФЗ № 209-ФЗ от 24 июля 2007 г. данные о малых (в т. ч. микро-) и средних компаниях заносятся в профессиональный реестр – Единый реестр МСП. С 1.08.2016 года данный реестр существует на официальном сайте ФНС России.
Единый реестр МСП – это опубликованная в свободном пространстве (в сети Интернет) база данных о этих субъектах бизнеса. При запросе по ИНН вы можете получить ответ, принадлежит ли данное ЮЛ или ИП к этой категории с возможностью использования льгот (письмо ФНС России № ГД-4-14/15554 от 8 августа 2017 г.)
Обосновывать или подтверждать данный статус нет необходимости, т.к. соблюдение определенных условий и критерий – ваша компания будет в данном реестре.
Реестр субъектов малого и среднего бизнеса составляется в автоматическом режиме из следующих источников информации:
1) Данных из Единого гос реестра ИП и юр лиц;
2) Данных предоставленных налогоплательщиками по налоговой отчетности;
3) Других сведений, полученных ФНС от различных субъектов в порядке обмена информацией.
Однако при обращении за гос.поддержкой «новички» (вновь открытые ИП и ЮЛ), включенные в данный реестр, должны подтвердить свой статус заявлением, составленным по форме, утв. Приказом Минэкономразвития России № 113 от 10 марта 2016 г.
Обновление данных в данном реестре происходит каждый месяц 10-го числа на предмет внесения/исключения ЮЛ и ИП или актуализации сведений.
Целью данного реестра СМП являются:
-
оптимизация трат ЮЛ или ИП и контролирующих гос.органов, которым необходимо понимание что у вас есть данный статус как участника для программы поддержки;
-
контроль предоставления каникул и использования им льгот для малых/микропредприятий;
-
увеличение внимания разработки мероприятий для поддержания малого бизнеса.
Категории, по которым ИП или юр лицо относится в данный реестр:
Микро предприятие: выручка не более 120млн и ср.численность до 15 чел.
Малое предприятие: выручка не более 800млн и ср.численность до 100 чел.
Среднее предприятие: выручка не более 2млрд и ср.численность от 101 до 250 чел.
Нюанс для юр лиц в части уставного капитала для хоз обществ и товариществ: ООО должны соблюдать доп.условия, в частности, по доле участия иных организаций (иностранных и (или) одной или нескольких, не являющихся малыми) в уставном капитале общества: иностранная организация и доля ее участия превышает 49 процентов или доля общ. и религ. организаций (объединений), благотворительных и прочих фондов в УК ООО более 25%. Это связано с тем, что критериями отнесения организации к малым предприятиям являются не только количественные ограничения (ср.численность сотрудников и выручка). Для хозяйственных обществ (в т. ч. ООО, АО), хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств предусмотрено еще 1 условие – по доле участия других лиц в их капитале либо по отнесению их к определенной категории лиц.
Таким образом: практически весь микро и малый бизнес в лице ООО-шек и ИП можно смело относить к субъектам МСП и вносить в соответствующий реестр.
Если вашего юрлица нет в данном реестре, то это может быть связано с несколькими причинами:
1) Не предоставили сведения по численности.
2) Размер доли в УК у Юр лиц превышает допустимые пороги исходя из криетриев описанных выше.
3) Техническая ошибка в реестре. Если вы все сдали в срок и при этом соблюдены все условия отнесения организации к субъектам малого бизнеса, скорее всего, произошла ошибка, которую могут оперативно устранить. Для этого нужно направить заявку в соответствующем разделе.
Плюсы иметь статус МСП:
1) Организациям и ИП не нужно самостоятельно оценивать и (или) подтверждать статус субъекта МСП в тех случаях, когда такой статус дает им какие-либо привилегии (в т. ч. Льготы: теряет право на льготное кредитование, надзорные каникулы, программы государственной поддержки, преимущество на право аренды, участие в государственных контрактах и закупках и др).
2) При наличии дополнительной информации (например, о выпускаемой продукции) в реестре организация (ИП) сможет с большей долей вероятности и с наименьшими затратами (в т. ч. времени) привлекать новых заказчиков.
3) Отсутствие сдачи обязательных для представления в отделения Росстат, дополнительного количества форм статотчетности. Не предоставление которых на организацию и ее должностное лицо могут быть наложены административные санкции по ст. 13.19 КоАП РФ.
Подтверждение: ст. 30 Федерального закона № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 г., письма Минфина России № 24-04-08/64779 от 4 октября 2017 г., Минэкономразвития России № Д28и-155 от 19 января 2017 г., № Д28и-3468 от 29 декабря 2016 г., Информация ФНС России от 31 января 2019 г.