Новости июн 21, 2022

АУСН: плюсы и минусы

С 1 июля в России запускается новый экспериментальный налоговый режим – АУСН, главная фишка которого – автоматический расчёт сумм налога и отмена некоторых страховых взносов. И сейчас большинство предпринимателей усиленно подсчитывают, будет ли этот режим выгоднее, чем УСН, ПСН или ОСНО. Поскольку АУСН только появляется, сказать однозначно о его достоинствах и недостатках может быть сложно. В этой статье собраны основные плюсы и минусы автоматической упрощённой налоговой системы, которые помогут понять, кому подходит этот режим.

Коротко об АУСН

АУСН – автоматическая упрощённая налоговая система, налогоплательщики которой освобождены от самостоятельного расчёта налога, так как это за них делает орган ФНС. С 1 июля 2022 года на АУСН смогут перейти только новые компании из Москвы, Московской области, Калужской области и Республики Татарстан, зарегистрированные не ранее 1 июля. С 1 января 2023 года к ним смогут присоединиться остальные компании из тех же регионов, вне зависимости от даты основания. Единственное условие – пока АУСН доступен только для микробизнеса, имеющего не более 5 работников и получающего доход до 60 млн рублей ежегодно.

Плюсы АУСН

  1. Не нужно сдавать налоговую декларацию. По общему правилу налогоплательщики на АУСН освобождены от ежегодной подачи налоговой отчётности в ИФНС. Исключение составляет декларация по ввозному НДС (НДС при импорте), которую компании придётся подавать даже на АУСН.
  2. Нет выездных проверок. Юрлица и ИП на автоматической УСН получают освобождение от плановых налоговых проверок, а также от проверок по страхвзносам на травматизм. При этом камеральные проверки и проверки в случае ликвидации и реорганизации компаний остаются. Кроме того, появляется новый вид проверки, которая грозит налогоплательщикам, нарушившим условия действия АУСН.
  3. Нет страховых взносов. Все компании, перешедшие на АУСН, избавляются от необходимости уплаты страховых взносов ОМС, ОПС, ВНиМ и фиксированных взносов. По ним устанавливается тарифная ставка 0%. Страхвзносы на травматизм остаются в прежнем размере – 2040 рублей.
  4. Отмена большинства отчётностей. Компании на АУСН могут не подавать в налоговую такие отчётности, как ПФР, ФСС, 6-НДФЛ и отчётности по страхованию от несчастных случаев на производстве. Также отменяются отчётности СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ, но только на сотрудников, работающих по стандартному трудовому договору (не ГПХ и не лицензионный договор). Обязательно подаётся всеми фирмами только отчётность СЗВ-ТД. Минусы
  5. Увеличение налоговых ставок. Основной недостаток новой автоматической системы – повышенные налоговые ставки, которые составляют 8% по тарифу «доходы» и 20% по тарифу «доходы минус расходы» (ставки на «упрощёнке» по общему правилу равняются 6% и 15% соответственно). Из-за этого конечная сумма налога может оказаться выше, даже несмотря на отсутствие страховых взносов. Поэтому, прежде чем переходить на АУСН, придётся провести тщательные расчёты, чтобы понять, не станет ли сумма налога ещё выше.
  6. Необходимость заносить данные в банк. Чтобы рассчитать сумму налога, орган ФНС запрашивает данные из уполномоченного банка, который, в свою очередь, получает эти данные напрямую от налогоплательщика. По этой причине компания на АУСН обязана регулярно подавать в банк следующую информацию по каждому сотруднику: ИНН, размер доходов и сумму вычетов, влияющих на НДФЛ. В случае, если доходы компании не задекларированы вовремя, на компанию налагается штраф в размере 20% от неуплаченного налога.
  7. Частые платежи. Если компании на УСН уплачивают налог всего 4 раза за год (каждый квартал), налоговый период при АУСН составляет 1 месяц, так что организации будут вынуждены уплачивать налог в орган ИФНС 12 раз в год. Крайний срок перечисления суммы налога – 25-е число месяца, следующего за отчётным.
  8. Возможные налоговые споры. Поскольку налоговые суммы при АУСН рассчитывает ФНС, эти расчёты считаются автоматически правильными. Поэтому непонятно, что делать организации, которая несогласна с получившейся суммой. Кроме того, налоговый период составляет 1 месяц, и у компании есть только 10 дней для уплаты налога, что, очевидно, недостаточно для оспаривания. Банк списывает со счёта физлица или ИП ровно те суммы, которые указаны в отчёте ИФНС, и пока неясно, кто будет нести ответственность за вероятные ошибки и как будут компенсироваться лишние списания.
  9. Ограничения в выборе банка. Для осуществления расчётов при АУСН необходимо, чтобы налогоплательщик выбрал уполномоченный банк, который будет выступать посредником между организацией и органом ФНС. Однако на данный момент в эксперименте участвуют только такие банки, как Сбербанк, Альфа-Банк, ВТБ, Промсвязьбанк, Модульбанк и АК БАРС.
  10. Ограничения в возможностях компании. Сейчас принять участие в эксперименте могут только очень небольшие компании, численность работников которых не превышает 5 человек, а годовые доходы не превышают 60 млн руб. в год. Кроме того, все сотрудники организации должны получать зарплаты исключительно наличными средствам. Про переводы на карту или телефон придётся забыть. А поскольку компания освобождается от страховых взносов, она также лишается права нанимать на работу иностранных граждан и работников с досрочной пенсией.
  11. Невозможность совмещать АУСН с другими режимами. Одно из условий перехода на АУСН – запрет на совмещение разных налоговых режимов. Если ИП на УСН могут, например, совмещать упрощёнку с ПСН, то у налогоплательщиков на АУСН нет такой возможности.
  12. Невозможность открывать филиалы. Компании на АУСН не имеют право открывать филиалы и обособленные подразделения. Если организация решит открыть «обособку» уже после перехода на АУСН, она тут же потеряет своё право на новый налоговый режим и будет автоматически переведена на ОСНО.

Минусы

  1. Увеличение налоговых ставок. Основной недостаток новой автоматической системы – повышенные налоговые ставки, которые составляют 8% по тарифу «доходы» и 20% по тарифу «доходы минус расходы» (ставки на «упрощёнке» по общему правилу равняются 6% и 15% соответственно). Из-за этого конечная сумма налога может оказаться выше, даже несмотря на отсутствие страховых взносов. Поэтому, прежде чем переходить на АУСН, придётся провести тщательные расчёты, чтобы понять, не станет ли сумма налога ещё выше.
  2. Необходимость заносить данные в банк. Чтобы рассчитать сумму налога, орган ФНС запрашивает данные из уполномоченного банка, который, в свою очередь, получает эти данные напрямую от налогоплательщика. По этой причине компания на АУСН обязана регулярно подавать в банк следующую информацию по каждому сотруднику: ИНН, размер доходов и сумму вычетов, влияющих на НДФЛ. В случае, если доходы компании не задекларированы вовремя, на компанию налагается штраф в размере 20% от неуплаченного налога.
  3. Частые платежи. Если компании на УСН уплачивают налог всего 4 раза за год (каждый квартал), налоговый период при АУСН составляет 1 месяц, так что организации будут вынуждены уплачивать налог в орган ИФНС 12 раз в год. Крайний срок перечисления суммы налога – 25-е число месяца, следующего за отчётным.
  4. Возможные налоговые споры. Поскольку налоговые суммы при АУСН рассчитывает ФНС, эти расчёты считаются автоматически правильными. Поэтому непонятно, что делать организации, которая несогласна с получившейся суммой. Кроме того, налоговый период составляет 1 месяц, и у компании есть только 10 дней для уплаты налога, что, очевидно, недостаточно для оспаривания. Банк списывает со счёта физлица или ИП ровно те суммы, которые указаны в отчёте ИФНС, и пока неясно, кто будет нести ответственность за вероятные ошибки и как будут компенсироваться лишние списания.
  5. Ограничения в выборе банка. Для осуществления расчётов при АУСН необходимо, чтобы налогоплательщик выбрал уполномоченный банк, который будет выступать посредником между организацией и органом ФНС. Однако на данный момент в эксперименте участвуют только такие банки, как Сбербанк, Альфа-Банк, ВТБ, Промсвязьбанк, Модульбанк и АК БАРС.
  6. Ограничения в возможностях компании. Сейчас принять участие в эксперименте могут только очень небольшие компании, численность работников которых не превышает 5 человек, а годовые доходы не превышают 60 млн руб. в год. Кроме того, все сотрудники организации должны получать зарплаты исключительно наличными средствам. Про переводы на карту или телефон придётся забыть. А поскольку компания освобождается от страховых взносов, она также лишается права нанимать на работу иностранных граждан и работников с досрочной пенсией.
  7. Невозможность совмещать АУСН с другими режимами. Одно из условий перехода на АУСН – запрет на совмещение разных налоговых режимов. Если ИП на УСН могут, например, совмещать упрощёнку с ПСН, то у налогоплательщиков на АУСН нет такой возможности.
  8. Невозможность открывать филиалы. Компании на АУСН не имеют право открывать филиалы и обособленные подразделения. Если организация решит открыть «обособку» уже после перехода на АУСН, она тут же потеряет своё право на новый налоговый режим и будет автоматически переведена на ОСНО.

Расчеты

Как можно видеть, количество недостатков в два раза превышает количество достоинств. Для большей наглядности мы провели базовый расчет налоговой нагрузки при УСН 6% без сотрудников (равнозначно для ИП и ООО) и АУСН. Данные представлены в таблице 1.

Предпологаемые доход 500 000 2 000 000 3 000 000 5 000 000 10 000 000
Ставка при УСН 6% 30 000 120 000 180 000 300 000 600 000
Налог УСН 6% после вычета взносов 0 59 789 109 789 209 789 459 789
Ставка при АУСН 8% 40 000 160 000 240 000 400 000 800 000
Страховые взносы фиксированные 43 211 43 211 43 211 43 211 43 211
Страховые взносы дополнительный 1% 2000 17 000 27 000 47 000 97 000
Налоговая нагрузка при УСН 45 211 120 000 180 000 300 000 600 000
Налоговая нагрузка при АУСН 40 000 160 000 240 000 400 000 800 000

Если приведенные расчеты не соответствуют вашим исходным данным, Вы всегда можете запросить дополнительную консультацию у вашего бухгалтера или обратиться напрямую к Наталье Сиротовой.

Заключение

Не стоит прельщаться отменой страховых взносов и не раздумывая бросаться на новый налоговый режим. Увеличенные налоговые ставки могут увеличить расходы компании, а необходимость передавать в банк данные по работникам может оказаться большей нагрузкой, чем заполнение стандартных отчётностей. Однако при доходах менее 500 тр в год без наемных сотрудников выгоднее перейти на новый спец.режим АУСН, если вы находитесь в зоне проведения эксперимента по месту регистрации ИП или ООО

Прежде чем перейти на АУСН, обязательно сравните все плюсы и минусы этого режима!